В биографии создателя первой печатной датированной книги Ивана Федорова много белых пятен. Главный спор исследователей - о происхождении книгопечатника. Родился он в России или на территории современной Беларуси? А если так, почему в нашей стране память о нем не хранят? Вместе с историком и преподавателем образовательного центра “100 баллов” Алексеем Гришелем Смартпресс напоминает о наследии Ивана Федорова.

федоров2.jpg

Чьих будет?

По одной из версий, Иван Фёдоров родился на территории Беларуси, где-то на границе Минской и Брестской областей. Согласно этому предположению, путь его в Москву мог лежать через Новгород, где он познакомился с митрополитом Макарием, а потом был приглашен для работы в московской типографии. 

Митрополит_Макарий_Икона_работы_неизвестного_художника_конца_XIX.jpg
Митрополит Макарий, икона работы неизвестного художника конца XIX в.

Также есть версия, что Иван Федоров родился в Москве, так как он подписывался “московит”. В этом случае, предполагают исследователи, он мог попасть в типографию, так как был известен своим хорошим образованием, которое получил в Краковском университете. 

Дата рождения Ивана Федорова доподлинно неизвестна: от 1510 до 1530 года. В Москве склоняются к 1520 или 1530 году, но краеведы из Беларуси (Вилейщины) считают, что Федоров родился в Беларуси в 1514 году. Они апеллируют к документам, которые говорят о том, что Иван Федоров пользовался печатью с гербом Рагозы - известного шляхетского рода в Беларуси, который в те времена можно было сопоставить с известностью Радзивиллов и Сапег. Около 1514 года у Федора Рагозы родился сын Иван, а в 1528 году он учился в Краковском университете. В Краковский университет можно было поступить людям не младше 14 лет. Соответственно, здесь все сходится: имя, возраст, печать с гербом… Это те аргументы, которые говорят в пользу версии о белорусском происхождении Федорова.

Книжное дело

Еще в 50-е годы 16 века в Москве по инициативе Ивана Грозного открыта типография. Она выписана из Польши, на работу приглашен датчанин Ганс Миссингейм. Скорее всего, Иван Федоров был одним из учеников датчанина. 

Евангелие_Москва_Анонимная_типография_первая_московская_печатная.jpg
Евангелие. Первая московская типография

Кстати, типографию в итоге сожгли, предположительно, расстроенные потерей работы переписчики. Ведь ручное переписывание книг с появлением печатной технологии ушло в тень. От типографии, к сожалению, ничего не осталось: все сгорело дотла и даже железные буквы были расплавлены и непригодны для дальнейшего использования. 

Путь и наследие

Мы знаем Ивана Федорова по его первой книге “Апостол”, напечатанной вместе с Петром Мстиславцем в 1564 году. Они начали ее печатать годом ранее. Как видим, даже печатание книг в те времена было нелегким и длительным делом. Хотя в сравнении с переписыванием, на которое уходило несколько лет, такой способ был все же быстрее. Спустя год, также вместе с Петром Мстиславцем, они напечатали “Часослов”. 

Фронтиспис_и_заглавная_страница_книги_Апостол.jpg
Фронтиспис и заглавная страница книги "Апостол"

Существуют разные версии, почему Иван Федоров покинул Москву. Есть мнение, что Иван Грозный преследовал Федорова и Мстиславца, но это не доказано. Все-таки они больше 10 лет в типографии работали, и вдруг царь на них ополчился… Это нелогично. Не надо исключать и того, что против первопечатников выступали все оставшиеся без работы переписчики, а это были дети зажиточных родителей. Также есть версия, что Федоров покинул Москву в 1568 году с согласия Ивана Грозного, чтобы в Речи Посполитой печатать книги на кириллическом шрифте, таким образом поддерживая православие на этих землях.

Как бы там ни было, след приводит нас в ВКЛ, в местечко Заблудово, которое принадлежало Григорию Ходкевичу. Здесь в 1568 году Иван Федоров напечатал книгу “Учительское Евангелие”.

Григорий_Ходкевич.jpg
Григорий Ходкевич  

Затем Иван Федоров уехал во Львов и там, уже без Петра Мстиславца, напечатал в 1574 году “Апостол”. Федорову сложно было найти деньги на книгу, он обращался к меценатам, купцам, однако поддержку, удивительно, получил от среднего класса. Преодолев сложности, он издал книгу, затем путешествовал по Европе. 

Чем примечательны эти книги? Все они изданы на кириллице. Во-первых, это одни из первых датированных книг. Книги до “Апостола” были, но безымянные, что-то наподобие черновиков. Но именно датированные книги стали выпускать при Федорове.

Титульный_лист_Острожской_Библии.jpg
Титульный лист Острожской Библии

Во-вторых, книги Ивана Федорова с каждым новым тиражом становились все более качественными, ценность их росла, как и тиражи. Например, тираж “Острожской Библии” (на нее выделил деньги Константин Острожский) по тем временам был огромный - от 1 тыс. до 1,5 тыс. экземпляров. Эти книги разъехались по всей Европе. Это было одно из первых полных изданий Библии кириллицей. В Речи Посполитой кириллический шрифт не поощрялся, а после Люблинской унии типография в Заблудово вовсе была закрыта.  

Неизвестные факты

Мало кто знает, что Иван Федоров - еще и изобретатель многоствольной мортиры со взаимозаменяемыми частями, которая была продемонстрирована в 1583 году в Вене императору Рудольфу II. Надо понимать, что это был 16 век - эпоха возрождения и  гуманизма, которая прославилась многими многогранно талантливыми деятелями, в которых сочеталось, казалось бы, несочетаемое. 

Интересно, что сын Федорова продолжил книжное дело, но больше уделял внимание не печати, а продаже книг. Он умер в возрасте 25 лет при загадочных обстоятельствах. Его в литературе называют “старший”, что позволяет предположить, что были другие сыновья. Однако о них ничего неизвестно. В наследство старшего сына вступила его жена Татьяна, поэтому, возможно, прямых потомков у Ивана Федорова нет.

Rus_Stamp-Ivan_Fedorov-1983-horz.jpg

До наших дней не дошло ни одного изображения Ивана Федорова и ни одного словесного описания. Когда скульпторы пытались создать памятник Федорова, возникала проблема. 

Непосредственных контактов Франциска Скорины и Ивана Федорова не было. Символично, в плане продолжения дела книгопечатания, Федоров, конечно, был последователем идей Скорины, которые заключались в том, чтобы сделать книгу доступной как можно более широкому кругу людей. 

Память

Память о книгопечатнике больше хранят в России и в Украине. В Москве стоит памятник Ивану Федорову, улица названа в его честь, жители Львова очень тепло отзываются о Федорове как о белорусе. Есть также во Львове музей книгопечатания, однако в 90-е годы он был поврежден вандалами. Памятники Скорине в Беларуси есть, а Федорову - нет. Хочется, чтобы память о таком человеке сохранялась и в Беларуси.