Стоит ли предлагать безумные идеи, если сам не до конца понимаешь, как их реализовать? Можно ли почувствовать драйв, когда допоздна зависаешь на кухне в общежитии, обсуждая вместе с командой концепцию конкурсного проекта? Реально ли, выйдя в победители, вместе с опытом получить шанс еще студентом стать сотрудником банка? Выпускницы Института бизнеса БГУ Ангелина Савицкая и Екатерина Макаревич на собственном опыте убедились, что это возможно. 

Ангелина Савицкая и Екатерина Макаревич.jpg
Екатерина Макаревич и Ангелина Савицкая

"Процесс был таким драйвовым, что желание выиграть отошло на второй план"

Два года назад Ангелина и Екатерина учились на третьем курсе Института бизнеса БГУ, когда преподаватель курса "Банковское дело", советник БСБ Банка Александр Борисович Дудкин предложил студентам поучаствовать в конкурсе на лучший банковский продукт, проводимый БСБ Банком и Институтом бизнеса БГУ.

— Мы слышали от старшекурсников восторженные рассказы о предыдущем состязании, поэтому сомнений, стоит ли участвовать, не было. Для меня конкурс стал челленджем: копнуть глубже, выйти за рамки привычного, зацепиться за интересный международный опыт и попробовать применить его в Беларуси, — возвращается к началу истории Ангелина Савицкая.

Ангелина Савицкая.jpgАнгелина Савицкая

В Институте бизнеса БГУ студентам часто дают задания для командной работы. Конкурс стал новым этапом, позволившим использовать все накопленные до этого знания.

Екатерина Макаревич вспоминает:

— Это был один из лучших опытов, когда все были увлечены и действительно получали кайф от поиска и реализации совместных решений. До сих пор помню те эмоции: очень быстро желание выиграть отошло на второй план, на столько увлекательным был сам процесс! В нас бурлила энергия: могли на кухне в общежитии допоздна проводить мозговой штурм, накидывать идеи. Это было драйвово!

Нелегко было выбрать и сам предмет разработки для будущего проекта. Для подготовки проектов девушкам и их командам пришлось изучить широкий спектр вопросов: разобраться в правовых основах, вникнуть в налогообложение, выстроить бизнес-процессы, изучить конкурентов на рынке, продумать, в каком виде они предоставят свой продукт клиенту и как будут его продвигать.

Сам конкурс проходил в два этапа. Чтобы попасть в финал, надо было сначала преодолеть заочный этап. Черновик презентации со сжато изложенной идеей ребята отдавали преподавателю. Александр Борисович Дудкин показывал эскизы проектов работникам банка, чтобы те высказали свои замечания.

— В таком взаимодействии можно еще на этапе подготовки заметить ошибки и тщательнее проработать идею, — поясняет Ангелина. — Это было действительно увлекательно. А опыт подготовки и прокаченные soft skills — навыки общения, умение слушать и слышать — пригодились и в учебе на последнем курсе, и непосредственно в работе. 

Карты-неразлучники и digital-помощь в разработке бизнес-плана

Екатерина признавалась, что на третьем курсе слабо разбиралась в банковских продуктах.

— Что банки делают? Два года назад я не могла назвать ничего, кроме карточек, кредитов и депозитов. Конкурс показал, что этот сектор намного разнообразнее и интереснее моих первоначальных представлений. Да, в итоге наша команда остановилась на тех же карточках, но выбрала нестандартный подход. Мы предложили выпустить продукт для молодоженов: идея была в том, чтобы привязать к одному счету две карты с абсолютно равными правами. Это активно развивается в Европе, в Беларуси же такого предложения нет. По отечественному законодательству у счета всегда один владелец, а дополнительная к нему карта дает право другому человеку только рассчитываться, но не управлять ею.

Екатерине нравилось заниматься подсчетами, поэтому она взяла на себя экономические вопросы проекта. Еще она разрабатывала дизайн, создавала визуализацию продукта, оформляла конкурсную презентацию.

— У нас подобрались разносторонние люди, поэтому все, как паззл, сошлось. Мы раскрутили первоначальный замысел, добавив к картам-неразлучникам платежные кольца. Вышло очень круто! В результате жюри присудило нам один из денежных призов. 

Ангелина Савицкая и Екатерина Макаревич2.jpg

Ангелина вместе с единомышленниками предложила продукт, который подразумевал помощь малому бизнесу по разработке бизнес-планов.

— Одно из самых популярных современных направлений в банковском секторе — это помощь в развитии и расширении бизнеса, а не только предоставление юридическим лицам инструментов для его ведения. Моя команда пошла в digital: мы разрабатывали сервис, который как раз и подразумевал помощь в создании малого бизнеса. Он мог бы стать для банка своеобразным элементом программы лояльности. К тому же мы старались предоставить идею в таком формате, чтобы нашим сервисом было удобно пользоваться клиентам не только в Минске, но и по всей Беларуси. Изучив потенциальных конкурентов, мы понимали, что есть несколько ресурсов, частично закрывающих вопросы по разработке бизнес-плана, но подобного решения, предложенного нами, в стране еще создано не было.

Жюри оценило инновацию по достоинству: из полутора десятков участников именно команда Ангелины стала победителем и получила сертификат на реализацию идеи.

— Финал конкурса — это были незабываемые эмоции! — добавляет Екатерина. — Во-первых, несмотря на достаточно официальную обстановку, все располагало к тому, чтобы студенты не чувствовали себя скованно, не стеснялись отвечать на вопросы. У нас с представителями жюри завязывались любопытнейшие обсуждения проектов. А во-вторых, БСБ Банк помог превратить соревнование в настоящий праздник с фотозоной, фуршетом и сувенирами. Участие в этом состязании стало одним из самых ярких воспоминаний, касающихся учебы в университете.

Екатерина считает, конкурс помог перевести знания в практический уклон: многим ребятам было полезно попробовать силы в новой сфере и получить возможность найти свою профессиональную стезю.

— Наше поколение проводит очень много времени в интернете, видит множество сфер, где можно применить себя. Все дороги открыты, но так сложно выбрать свое направление. В этом многообразии студенты теряются, — подхватывает слова однокурсницы Ангелина. — Главное преимущество любого студенческого соревнования, направленного на разработку конкретного проекта, — возможность понять, куда двигаться дальше.

"На четвертом курсе пригласили пройти конкурс на открывшуюся в банке вакансию"

В тот вечер, когда девушки ждали решения жюри, они увидели в фойе стенд, рассказывающий об истории БСБ Банка и приглашающий студентов на прохождение практики. Екатерина в тот момент как раз решала, чем она собирается заниматься дальше. Информация и само участие в состязании подтолкнуло ее сфокусироваться на банковской сфере. Сертификат, выигранный Ангелиной, давал девушке право на прохождение летней практики в банке. К сожалению, из-за мер, связанных с эпидемией коронавируса, практика не состоялась.

— Но благодаря участию в конкурсе я, как и Катя, выбрала для дипломной работы тему, связанную с банковским сектором, — продолжает Ангелина. — Научным руководителем диплома у нас был куратор конкурса Александр Борисович Дудкин. Преддипломную практику планировали проходить в БСБ Банке.

Екатерина Макаревич.jpg

Екатерина Макаревич

— И уже осенью нас пригласили пройти конкурс на вакансию в департамент развития и продаж, — улыбается Екатерина. — На собеседовании присутствовали банковские работники, которые были в жюри конкурса: они знали, как мы разрабатывали свои проекты, видели нас на сцене, знали, как мы можем преподнести свою разработку. Я думаю, это добавило нам очков на собеседовании.

Таким образом девушки еще будучи студентками обрели первое рабочее место. После выпускных экзаменов Ангелина Савицкая продолжила работу в департаменте развития и продаж БСБ Банка, а молодой бизнес-аналитик Екатерина Макаревич стала специалистом департамента разработки программного обеспечения.

— Спустя год работы в банке, мы, конечно, знаем и умеем гораздо больше, чем в студенческие годы. Но сам ориентир на свежее, конкурентноспособное, заложенный конкурсом, остался. И это то, что помогает нам и двигаться вперед, и уже на рабочем месте предлагать новые идеи, и продвигать их. Спасибо Институту бизнеса БГУ и БСБ Банку за конкурс на лучший банковский продукт!

Послесловие

Куратор проекта, старший преподаватель Института бизнеса БГУ Александр Дудкин:

— Первый конкурс на лучший банковский продукт был придуман мной исключительно в рамках вузовского курса "Банковское дело". Он скорее представлял собой проектный метод работы со студентами: перед молодыми людьми ставилась определенная задача, для достижения которой было необходимо собрать команду, придумать идею, распределить роли для ее достижения. Защита проходила в аудиториях, но на выступления ребят были пригашены руководящие работники БСБ Банка. Идеи студентов их впечатлили, поэтому уже на следующий год банк стал соучредителем конкурса.

Польза очевидна для всех участников. Банк получает новые идеи. Даже если проект не побеждает, а идея была представлена слишком сыро, она все равно в будущем может послужить толчком для создания нового продукта. Любые концепции для учреждения очень важны.

8.jpg

Студент окунается в незнакомую ему сферу, изучает, что происходит на финансовом рынке. Победители после третьего курса могут прийти в банк на практику. Если проявят себя, то на четвертом курсе возвращаются сюда на преддипломную практику, где два месяца могут вместе со специалистами банка работать над своей идеей. Самых талантливых пригласят на работу. То есть молодой человек может быть еще на пути к защите диплома, но уже обрести первое рабочее место, где продолжает оттачивать свои способности.

Я вижу пользу и для тех наших студентов, кто выберет сферу деятельности, не связанную с банковским сектором. Конкурс позволяет студенту глубоко погрузиться в тему, приобрести весомый багаж знаний и навыков. Они выступают не только перед жюри, но и друг перед другом, значит, пропитываются разными идеями, смогут с ними идти дальше по профессиональному пути. Когда выпускники займутся собственным делом, откроют свой бизнес, то, вполне возможно, вернутся в знакомый банк в качестве клиентов. Да и в целом молодые бизнесмены избегут многих неожиданностей, ведь участие в конкурсе в том числе помогает им разобраться, в какой финансовой среде они работают. 

Автор: Анастасия Панкратова

Фото: Анна Шарко

*Партнерский материал