Дети растут, копируя нас. В основном то, что не надо. Каким должен быть родитель, чтобы воспитать здорового, уверенного, стремящегося к знаниям ребенка? 

ЧЕТЫРЕ неожиданных совета от ученого, исследователя, популяризатора науки о мозге, автора книжного проекта для детей и подростков Татьяны Славинской-Пузыревич.

Татьяна Славинская-Пузыревич3_cr.jpg 

1. Родители САМИ должны есть, спать и заниматься физической активностью. Очень часто думая о своих детях, родители забывают про себя.

2. Родители должны САМИ развиваться: читать, развиваться в профессии, заниматься тем, что им нравится. Бывает так, что родители настолько сосредоточены на своих детях, занимаются их образованием и развитие, что перестают понимать, что ИМ хочется и что ИМ нравится. Они ходят только на детские выставки, в кино - только на детские и подростковые фильмы и своей собственной жизнью они не живут.

3. Родители имеют право на ошибку: каждый родитель должен себе позволять быть неидеальным и несовершенным. Есть такое правило: делай то, что ты можешь и этого достаточно. 

Все дети в какой-то момент из милых котиков вырастают в фыркающих существ, которые начинают грубить, хамить. Первая реакция родителя, ориентированного на своего ребенка: что я сделал не так? Где упустил? Где книжек не дочитал? Где произошло проседание моей педагогической модели? Нигде! Это объективные обстоятельства. 

4. Родитель должен жить своей собственной жизнью. Но не всегда родители понимают - их собственная жизнь, это какая? Из чего она складывается? Я - это кто? Я вроде уже не тот человек, каким был до рождения ребенка и даже не тот, у которого ребенок ходил на развивающие кружки. Я чего хочу? Я одежду все ту же хочу носить? Фильмы все те же смотреть? 

Когда родители излишне тревожны и пытаются ограждать ребенка 

Частично такое поведение нормально, физиологично. В мозге родителя есть отделы в гипоталамусе, которые отвечают за синтез гормонов, ориентированных на связь родитель-ребенок. Но здесь важно провести границу нормы и патологии. Гиперопека имеет девиантные формы и тут родителю надо идти к специалисту. Это может быть связано с внутренним психоэмоциональным состоянием, стрессом и многими другими факторами, которые ведут к повышенной тревожности. 

Если идти от позиции нейронауки и знаний о мозге, очень важно: 

  • Задать себе вопрос: что происходит? 

  • Наряду с этим важно понимать, что ребенок растет, меняется и по мере взросления выходит за границы прежней зоны безопасности. Сначала это песочница, потом двор. Этот момент должен случиться.

Есть ли программирование ребенка на гипертревожность? 

Когда мы будем рассказывать ребенку, что все собаки, которые идут, могут укусить, конечно ребенок будет бояться собак. Если фокус внимания сменить не на опасность, а на то, как с ней справиться, на конструктив и на механизмы поиска решений - это хорошо работает. В школах есть курс ОБЖ. Если повезло с преподавателем - это очень здорово. Там рассказывают, что нужно делать, дает четкие инструкции в экстремальных ситуациях.

дети гуляют.jpg

Когда нужна гиперопека?

Моменты, которые касаются жизни и безопасности ребенка, нужно проговаривать однозначно как опасные и давать очень четкие инструкции, как не попасть или как действовать. Например, с подростками мы говорим на тему наркотиков, алкоголя, спайсов. И называем вещи своими именами. Мы говорим об опасности и веере последствий для здоровья, жизни и юридической ответственности. Есть определенный блок правонарушений, за которые ответственность наступает в 14 лет. 


                                                                                                                                                                            Автор: Юлия Кочубей