Провал в продажах новых авто, электромобили все еще не в тренде, белорусы предпочитают "Ладу". Поговорили с главным редактором портала av.by Дмитрием Макаревичем о том, как прошел 2021 и что нас ждет в 2022 году в автомобильной сфере.

Дмитрий Макаревич.jpg

Авто российской сборки – в топе

– Ключевой тренд рынка в 2021 году – нарастающий дефицит у дилеров автомобилей в популярных комплектациях. Обострился он уже к третьему кварталу 2021 года. Связано это с дефицитом полупроводников и проблемами с логистикой. Это вызвало сокращение объемов производства автомобилей.

Тем не менее, в топе продаж, как и в предыдущие годы, оказались машины российской сборки. Основную массу покупателей составили юридические лица, которые покупают автомобили не поштучно, а партиями по 50-100 машин. В то же время физлица нацелены на действующие финансовые инструменты – кредиты и лизинг, а про них ничего оптимистичного сказать нельзя.

фото 1.jpeg

Самой продаваемой маркой, как и в 2020 году, стала Lada (11 669 проданных авто). Успех связан с моделью Vesta, которая пользуется стабильным спросом благодаря своей доступной стоимости и вариативности комплектаций. Также на руку "Весте" предложения в кузове универсал (SW) и версии повышенной проходимости SW Cross.

фото 2.jpeg

Отдельно хочу отметить Lada Niva Legend, которая неожиданно ворвалась в ТОП-5 самых продаваемых автомобилей. Раньше модель не пользовалась столь большим спросом и накопилась на складах производителя. Но за неимением альтернативы на рынке и доступной цены, пошла нарасхват.

фото 3.jpeg

Точно так же, благодаря наличию автомобилей у дилеров, выросли продажи в премиальном сегменте (Audi, Mercedes, BMW, LR, Volvo, Jaguar, Porsche и Lexus). Суммарно было продано 1 933 единицы (+32% к показателю 2020-го или 4,1% от общего числа реализованных машин).

фото 4.jpegфото 5.jpeg

Из-за того, что с мая 2021 года в Беларусь нельзя ввозить автомобили Skoda, авторынок потерял около 7-8% от общего объема. Особенно сказалось отсутствие Skoda Rapid. Интерес потребителя переместился на главного конкурента и соплатформенника в лице Volkswagen Polo. Ну а место кроссовера Karoq быстро заняли Kia Seltos, Hyundai Creta и VW Taos.

фото 6.jpeg

Geely покупают меньше

Продажи Geely снизились сразу на 19%. Во-первых, модель Atlas перестала выпускаться с сентября 2021 года, а ее место заняла версия Atlas Pro, которая дороже на несколько тысяч долларов. Из модельного ряда также исчезли доступные кроссовер Emgrand X7 и кросс-хэтчбек GS.

Во-вторых, сказалась не очень широкая доступность кредитных программ. На старте продаж того же Atlas льготное кредитование начиналось с 1.9% годовых. Сейчас минимальная ставка на покупку Geely составляет 5.75% годовых.

Наблюдается тенденция ухода Geely в более дорогой сегмент, что подтвердил генеральный директор "Белджи" Геннадий Свидерский на одной из последних пресс-конференций.

фото 7.JPGфото 8.jpeg

Электрокары: уже не экзотика, но еще не в тренде

– Уровень продаж новых электромобилей серьезно вырос в процентном отношении (+168% по сравнению с 2020 годом). Но связано это, в первую очередь, с отменой с 1 января 2022 года льготы по растаможке. Поэтому спешили купить. Да и абсолютные цифры не столь внушительные. Достаточно сказать, что основную массу проданных электромобилей составили Geely Geometry C и Porsche Taycan - суммарно 34 проданных электрокара.

фото 9.jpeg

В конце 2021 году в Беларуси было зарегистрировано чуть более 4 000 электромобилей. В основном это модели до $20 тысяч: Nissan Leaf, Chevrolet Bolt или VW e-golf. Электромобилей с более емкими батареями, таких, как Tesla Model S или Audi e-tron, в общей массе немного. Потому что они изначально дорогие, да и ремонт их тоже доступным не назовешь. Электрокары на белорусском рынке пока только обозначили: мы их видим, уже им не удивляемся, но по-прежнему относимся с опаской и недоверием.

фото 10.jpeg

После отмены нулевой растаможки стоимость электрокаров в Беларуси, скорее всего, вырастет, так как возвращается 15% таможенная пошлина на ввоз. Это скажется на общем количестве ввезенных автомобилей в нашу страну. Думаю, что стабильный спрос сохранится только на такой сегмент транспорта, как BMW i3 Rex, в которых одновременно присутствуют и электромотор, и бензиновый двигатель (650-кубовый ДВС заряжает батарею емкостью в 22 кВт•ч). А вот дорогие электрокары, думаю, в 2022 году широкого распространения в Беларуси не получат.

фото 11.jpeg

Вторичный рынок "разогрели" россияне?

– На вторичный рынок автомобилей заметно повлияли россияне. После того, как новых автомобилей у дилеров стало не хватать, многие обратили свой взор на б/у сегмент. Основной спрос пришелся на автомобили возрастом 3-5 лет, которые были куплены в Беларуси, имеют прозрачную историю обслуживания и реальные пробеги. Их в первую очередь и разбирали россияне, вывозя целыми автовозами. Ведь в России цены выросли еще больше.

Серьезно повлияла на возросший спрос и ситуация, связанная с "допами". В прошлом году российские автодилеры стали активно обременять покупку новой машины дополнительным оборудованием. В сети не раз можно было прочитать о случаях, когда стоимость совсем необязательных опций была сопоставима со стоимостью бюджетного автомобиля! У нас до такого абсурда, конечно, не доходило.

фото 12.jpeg

Еще один привлекательный нюанс белорусского рынка – это ввоз свежих автомобилей в Беларусь по 140 указу, который предусматривает льготы по растаможке автомобилей отдельным категориям граждан: инвалидам, многодетным родителям и так далее. С 2019 года таким способом в нашу страну ежегодно ввозят около 15 тысяч машин. Далеко не все они остаются на местном рынке, многие перепродаются в Россию и Казахстан.

фото 13.jpeg

Стоит ли ждать роста цен?

– Очень многое зависит от российских производств, которые как минимум на 90% снабжают наш рынок новыми автомобилями. Как только полноценно наладятся поставки в белорусские автосалоны, рынок стабилизируется. Это напрямую отразится на вторичном рынке. А сейчас же мы видим ситуацию, когда люди продают годовалые машины с пробегом дороже тех, которые фигурируют в прайс-листах дилеров! Парадокс, но это так.

При этом на рынке новых автомобилей снижения стоимости ждать не приходится. Производители долгое время терпели убытки во время ковидных ограничений в 2020 и 2021 годах. Поэтому все потерянное сейчас пытаются возвратить путем планового повышения цен. В России называют цифры в 5-7% роста, в Беларуси будут отталкиваться от примерно таких же показателей.

фото 14.jpeg

В 2022 году сообщество белорусских дилеров намерено блокировать или ограничить действие 140 указа, на что они намекнули во время конференции Белорусской автомобильной ассоциации. Это поставит крест на ввозе свежих автомобилей из Европы и США. А также отрицательно повлияет на ситуацию в целом, потому что одна из отличительных черт нынешнего белорусского авторынка – очень скромное модельное разнообразие.

фото 15.jpegфото 16.jpeg

Также есть предложение отменить счет-справки. Здесь могу проголосовать двумя рукам "за", потому что это однозначно очистит рынок от недобросовестных продавцов и сомнительных сделок.

Что же касается прогнозов по продажам, то однозначно утверждать что-то сложно. В стране возник отложенный спрос и весной-летом продажи будут расти. Если, конечно, дилеры сумеют предложить клиентам конкурентный товар по адекватной стоимости. Сейчас хорошие автомобили не задерживаются в продаже больше, чем на сутки. Продать машину намного проще, чем найти ей достойную замену. Не только среди б/у вариантов, но и среди новых автомобилей. И до апреля-мая вряд ли ситуация кардинально изменится.

фото 17.jpeg

Мы не знаем, что дальше будет происходить на финансовом рынке страны. Если ставки по кредитам и лизингу вырастут, то это отрицательно скажется на продажах. Ведь около 80% сделок  в автосалонах происходит происходят с привлечением заемных средств. Но, при благоприятном стечении обстоятельств, к концу года мы сможем приблизиться к цифре в 50 тысяч проданных автомобилей.

Фото: autowp.ru

Автор: Александр Наумец