Из 22 тысяч наименований книг, изданных в Российской империи в 1908 году, только 5 было на белорусском языке – меньше, чем на японском! Между тем, к этому времени на территории Беларуси были сотни типографий, работавших с хорошей прибылью и не остававшиеся без заказов. О том, как в нашей стране расцвел печатный бизнес и на чем делали деньги последователи Франциска Скорины в Смартэфире поговорили с историком белорусского предпринимательства Андреем Киштымовым.

Белорусские типографии 1_Андрей Киштымов.jpgАндрей Киштымов

Это шестая глава познавательного цикла "История белорусского бизнеса", созданного Смартпресс при поддержке компании "Гедеон Рихтер".

Предыдущие материалы цикла можно найти и прочитать по хештегу #история бизнеса (ссылка кликабельна). 

Конец монополии: как в Беларуси запустили печатные станки

Печатное дело является ярким образцом того, как государственная монополия в течение нескольких столетий тормозило развитие целой промышленной отрасли. Вплоть до первой половины XIX века все типографии в Российской империи были государственными. Более того, они находились в непосредственном ведении тогдашнего МВД, все-таки печатное слово являлось предметом национальной безопасности. Как следствие – технология печати не менялась со времен Франциска Скорины!

Белорусские типографии 2.jpgТипографская машина XIX века

– В XIX веке такой тотальный контроль над типографиями стал бессмысленным – "крамольная" литература начала проникать в империю из-за рубежа, и царская "охранка" сосредоточилась на этом направлении. А госмонополию на рынок типографских услуг отменили. Тем более, что ситуация требовала развития отрасли, с чем частники справлялись гораздо лучше госчиновников, - объясняет Андрей Киштымов.

Причин, по которым печатный бизнес в то время был обречен на успех, множество. Это и растущая грамотность населения, и "золотой век" литературы, и развитие бумажной промышленности, растущая популярность газет, и даже расцвет табачной отрасли (кто-то же должен был печатать надписи на пачках?). Предпринимателям нужны были канцелярские книги и накладные, населению – открытки и конверты, сфере развлечений – афиши и контрамарки… Спрос на типографские услуги только рос. И во второй половине XIX века типография (а то и несколько) были в каждом уездном городе Беларуси. А в губернских городах счет шел на десятки.

panangin_1200_250.jpg

Книжный бум: литература пользовалась спросом

Безусловно, самыми сложными и объемными продуктами типографий были книги. Возвращаясь к статистике 1908 года (а это те самые 22 тыс. наименований книг общим тиражом 25 млн экземпляров, выпущенных в Российской империи), в белорусских типографиях печаталось немало книг, но – на русском, польском, идише и иврите.

– Дело в том, что крестьянство, в абсолютном большинстве, оставалось неграмотным – уровень образованности рос в городах. А в них жили, в основном, евреи, российские чиновники и военные, польская шляхта. Поэтому и литература выпускалась на предпочтительных для них языках, - объясняет Андрей Киштымов.

Белорусские типографии 3.jpgРотационная машина Буллока. Она позволяла печатать на сплошной бумажной ленте, а не на отдельных листах. Изобретена в 1863 году

Например, в минских типографиях было отпечатано 29 книг за этот год, в бобруйских и могилевских – по 17, в Гродно – 9. Да что там говорить, даже в Ошмянах и Черикове печатались книги!

Но книгопечатание не было основой типографского бизнеса. Сегодня сказали бы – имиджевый проект. Основные прибыли владельцы частных типографий получали с абсолютно бытовых вещей и периодики.

От газет до паспарту: на чем зарабатывали типографии?

Развитие бумажной промышленности в Беларуси способствовало расцвету периодических изданий – как толстых ежеквартальных (или полугодовых) журналов, так и газет, в том числе и частных. Впрочем, иногда даже государственные издания печатались в частных типографиях.

Белорусские типографии 4.jpg

– Первая частная газета появилась в Беларуси в 1886 году и называлась "Минский листок". А буквально через несколько лет местные частные издания были уже во всех губернских и ряде уездных городов. Учитывая жесткую цензуру, эти газеты обычно рассказывали о сугубо бытовых вещах, например, о городской жизни, культурных событиях, анонсировали различные мероприятия. Неотъемлемой составляющей была реклама, которая занимала от трети до половины газеты – "куплю", "продам", "сниму", - рассказывает Андрей Киштымов.

Белорусские типографии 5.jpgОткрытка XIX века

Развитие почты привело к повышенному спросу на конверты и, особенно, открытки. Правилом хорошего тона для каждого грамотного человека было отправить своим родственникам и друзьям в течение года несколько открыток – поздравить с Рождеством, Пасхой, именинами.

Белорусские типографии 6.jpgОбразец визитки XIX века

– Еще двумя популярнейшими позициями в списке заказов типографий были паспарту и визитки. Делать паспарту – картонную рамку для фотографий, чаще всего с подписями - было необычайно модно, их заказывали практически все! А что касается визиток, то они были не менее популярны, чем в 2000-е. Это была статусная вещь. Например, правила этикета требовали "делать визиты" к друзьям и знакомым по праздникам. Нередко этот визит ограничивался прихожей – гость не шел на прием, а оставлял свою визитку на специальном блюде. Причем по тогдашней моде, визитку надо было надорвать или загнуть уголок. Позже хозяин по ним изучал, кто отметил его своим вниманием. Поэтому визитки заказывались огромными тиражами, - рассказывает историк белорусского предпринимательства.

"З друкарнi пана Марцiна Кухты": известные белорусские типографии

Число типографий в белорусских городах в конце XIX – начале XX века удивляет: 13 – в Бобруйске, 7 – в Борисове, по 3 – в Заславле и Лепеле! Не говоря уже о крупных городах – в Гомеле было 14 типографий, Витебске – 19, в Минске – целых 55! В Гродно работало 20 типографий.

Самой известной частной белорусской типографией тех времен является, конечно, "друкарня Марцiна Кухты". Помните стихотворение Максима Богдановича?

У краіне светлай, дзе я уміраю,

У белым доме ля сіняй бухты

Я не самотны, я кніжку маю

З друкарні пана Марціна Кухты.

Белорусские типографии 7.jpgМартин Кухта

Эта типография печатала немало книг на белорусском языке, в том числе и произведения Якуба Коласа, Янки Купалы, Цётки, Франциска Богушевича. Однако располагалась она в Вильне (нынешнем Вильнюсе). Но немало было известных типографий и на землях современной Беларуси.

Например, в Гродно работала типография Соломона Лапина, основанная в 1879 году (находилась в здании, расположенном сегодня по адресу Советская, 10, которое известно также, как "Дворец Сапег"). После смерти Соломона типографию унаследовала его жена Сора, написавшая в прошении на имя губернатора, что кроме нее в семье есть еще 13 человек и источником их дохода является именно типография.

Белорусские типографии 8.jpgТипография Лапиных в Гродно

– В межвоенный период, когда Гродно был в составе Польши, типография переориентировалась на выпуск игральных карт (став "Первой Краевой фабрикой игральных карт"). Несмотря на то, что в Польше было еще три такие фабрики, зарабатывали Лапины неплохо, спрос был большой, - рассказывает Андрей Киштымов. Например, в 1930 году фабрика произвела более чем 320 тыс. колод карт!

Белорусские типографии 9.jpgКарты фабрики Лапиных

После 1939 года фабрика была национализирована. А ее тогдашние владельцы (Абрам, Борис, Генрих и Самуил Лапины) погибли в гродненском гетто во время Великой Отечественной войны.

В небольшом городке Речица тоже была типография, которую знала вся Российская империя. Ее в 1889 году открыл Айзик Шиманович (ее здание на улице Набережной сохранилось и по сей день). 

– Когда дело начиналось, в типографии был только один печатный станок. А через 20 лет предприятие располагало двигателем внутреннего сгорания, пятью скоропечатными станками, электрическим освещением от динамо-машины. При типографии имелась своя переплетная мастерская и производство каучуковых штемпелей. Типография выполняла заказы из 34 российских губерний, - рассказывает эксперт.

Безусловно, владельцев десятков больших и маленьких типографий на территории Беларуси не стоит воспринимать в качестве просветителей – это был просто бизнес. Но, как отмечает Андрей Киштымов, "печатное дело идет рядом с печатным словом" и работа белорусских печатников помогала и повышать уровень образованности населения, и их уровень жизни в целом.

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.


Получать все новости оперативно в Telegram.