"Косаричи не умрут, а переродятся в другой формат", – так несколько лет назад решил Андрей Уфимцев. И деревня в Глусском районе на берегу Птичи стала меняться. Не сразу. Одни Андрея посчитали фантазёром, другие предпочли наблюдать за всем со стороны и, если что-то из этой идеи получится, подключиться. Но были и те, кто тут же откликнулся. И в Косаричах начались субботники, появились детская площадка, дизайнерские скамейки, арт-остановка, собственный сайт и даже фестиваль пленочного кино, на котором крутили фильмы Федерико Феллини.

Первым в Косаричах нас встречает чёрно-белый кот: выпрыгивает из двора, обнюхивает и пристраивается рядом. И два часа ходит за нами по пятам: по узким улочкам, провожает на берег Птичи, сидит возле лодок. Мороз в минус 6 градусов его не пугает. 

Возрождение деревни Косаричи 1.jpg

Возрождение деревни Косаричи 2.jpg

Возрождение деревни Косаричи 3.jpg

Потом к нашей компании подключаются рыжая собака и серая кошка с голубыми глазами. Мы, конечно, не против таких проводников, но где же люди? Сегодня в деревне живёт всего 35 человек. Косаричи растянулись на сотни метров, здесь нет названий улиц, только номера домов. 

–  Вы, наверное, замёрзли? Пойдёмте ко мне чай пить, – так запросто приглашает в дом Анна Владимировна Голомако, когда случайно встретились с ней на перекрёстке. 

Возрождение деревни Косаричи 4.jpg

Пока под ногами хрустит снег, женщина рассказывает, как раньше жили Косаричи. Только в её классе учились 40 детей, а у мужа было 60 одноклассников. Здесь были школа, магазин, клуб, библиотека, аптека, больница, своё родильное отделение и деревенский стоматолог. Теперь магазин стоит заколоченным, во многих домах ставни закрыты, люди разъехались. 

Возрождение деревни Косаричи 5.jpg

Возрождение деревни Косаричи 6.jpg

Но некоторые начинают возвращаться, чтобы восстановить дом бабушки или прадеда. Внуки приезжают из Минска, Бобруйска, Москвы – и старые дома оживают, в них появляется жизнь.  

"На лодках плаваем за ягодами и грибами" 

–  Мы дружные, не помню, чтобы были какие-то склоки. Собрались с соседями, сами разбили сквер, всё расчистили, а была такая разруха, – Анна Владимировна разливает по кружкам горячий чай, достаёт из печки блинчики, ставит на стол цукаты из тыквы и черничное варенье. 

Возрождение деревни Косаричи 7.jpg

Два года назад она вместе с мужем переехала из Минска в родную деревню. Сельская жизнь их захватила сразу же: мужчина, бывший преподаватель университета, стал плести корзины из лозы, сделал лодки. Анна Владимировна теперь собирает травяные чаи, варит вкусные варенья, фарширует щуку по старому рецепту. 

 – Видели две лодки на берегу Птичи? Это наши. На них плаваем в лес за ягодами и грибами, – рассказывает женщина. 

Возрождение деревни Косаричи 8.jpg

– Летом, конечно, в Косаричах много людей. С утра и до вечера открыт клуб. Мы с Катей (чуть позже познакомимся и с этой девушкой – Смартпресс) поставили самовар, принесли чашки, я напекла блинов и всем написала в наш чат "Хуторяне": "Ребята, приходите на чай!". Ну чего сидеть вечером по домам? А когда Андрей только начинал всё делать, клуб тогда ещё стоял заброшенным, у него спрашивали: "Зачем тебе это?".  Он же стал выкашивать сорняки, устраивать субботники, собирать всех на день деревни. 

Эскизы для деревенских скамеек создавала Британская школа дизайна в Москве 

Самое время познакомиться с Андреем Уфимцевым. С тем, кто решил: Косаричам рано умирать, деревня может стать местом, которое объединит интересных людей. 

Возрождение деревни Косаричи 9_Андрей Уфимцев.jpg

Возрождение деревни Косаричи 10_Андрей Уфимцев.jpg

 – Всё детство я из Мурманска приезжал сюда на летние каникулы к бабушке. Здесь жили мой дед, прадед, – рассказывает семейную историю московский бизнесмен Андрей. – А где-то лет шесть назад в бане с ребятами стали обсуждать: деревня умирает, а раньше и трава была зеленее, и деревья выше. Как предприниматель в сфере недвижимости и туризма предложил: "Давайте что-нибудь сделаем"

Возрождение деревни Косаричи 11.jpg

Возрождение деревни Косаричи 12.jpg

Андрей развесил объявления по Косаричам и попросил местных собраться, поговорить. Трижды на собственные собрания мужчина приходил один. Люди присматривались, что из этого выйдет. Идей было много. Как-то разговорился с приезжей девушкой. Она послушала воодушевленный рассказ Андрея про будущее Косаричей и написала в интернете: "Фантазёр". Он не расстроился. Сначала поехал в епархию и получил благословление на восстановление церкви. В 2019 году фундамент залили, все поддержали идею строительства часовни.

Возрождение деревни Косаричи 13.jpg

А дальше на доске объявлений возле закрытого магазина появились эскизы будущих арт-скамеек. Местным нужно было проголосовать за лучшие. 

– Над эскизами работала Британская школа дизайна в Москве. Там учился мой друг, который рассказал про эту затею преподавателям, они поддержали, – говорит Андрей. 

 Возрождение деревни Косаричи 14.jpg

Возрождение деревни Косаричи 15.jpg

Когда скамейки выбрали, жители Косаричей сами их построили и установили, что-то заказали на лесопилке. Потом появились волейбольная площадка, арт-остановка, посвящённая Максиму Богдановичу

Возрождение деревни Косаричи 16.jpg

Наш собеседник отмечает: не надо думать, что только он один меняет Косаричи. Люди сами начинают задумываться: "А что ещё можно сделать для родной деревни?" Например, один местный житель установил детскую площадку, второй – расчистил берег Птичи. 

Возрождение деревни Косаричи 17.jpg

Выкупили заброшенный клуб, отремонтировали и стали в нём крутить плёночные фильмы  

Последние десять лет жизни Андрея Уфимцева устроены так: большую часть времени он живёт в Москве, но десять раз в год приезжает в Косаричи. Смеётся, что деревня засасывает.

Возрождение деревни Косаричи 18.jpg

Возрождение деревни Косаричи 19.jpgДом Андрея, который он построил для мамы.

–  Я могу бродить, где угодно, но всё время хочется вернуться сюда. Раньше организовывал экспедиции в Мексику, Гватемалу, Бразилию, Аргентину. И во всех путешествиях думал: в Косаричах лучше, – улыбается Андрей.

Возрождение деревни Косаричи 39_Андрей Уфимцев.jpg

В деревне у него два дома: один он построил для мамы (она в итоге переехала из Мурманска и здесь жила до смерти), второй – прадеда Макара. 

Возрождение деревни Косаричи 20.jpg

Возрождение деревни Косаричи 21.jpg

Деревянная изба сразу выделяется среди остальных домов: забор, сделанный под старину, накрытая камышом крыша. Два года назад Андрей отремонтировал дом. Задача была –  максимально сохранить его таким, каким он был при жизни прадеда Макара. 

Возрождение деревни Косаричи 22_Прадед Макар.jpgПрадед Макар и маленький Андрей. 

Переступаешь порог – и попадаешь в хату прошлого столетия. Глиняные кувшины, железные высокие кровати, на стене – ковёр с бахромой, портреты близких в голубой рамке… 

Возрождение деревни Косаричи 23.jpg

Возрождение деревни Косаричи 24.jpg

Возрождение деревни Косаричи 25.jpg

Сейчас здесь останавливаются гости Андрея. А с прадедом Макаром теперь связано ещё одно место в Косаричах – "Макар-клуб"

 –  В 2018 году купил заброшенный сельский клуб, от него остались только стены и крыша. Объявили в интернете конкурс на лучший проект восстановления, провели голосование среди местных жителей. Почему так важно подключать людей, а не делать всё самому? Тогда у них появляется чувство причастности: "Эту скамейку делал я, остановку разрисовали мои внуки". Отсюда и бережное отношение, – делится своими рассуждениями Андрей.

Возрождение деревни Косаричи 26.jpgТак клуб выглядел в 2018 году. 

В клубе стали читать лекции, устраивать гончарные мастер-классы, концерты, а летом прошлого года провели фестиваль плёночного кино. Зрителям показали картины Федерико Феллини, Вуди Аллена, фильм "Вечера на хуторе близ Диканьки".   

Могут ли городские жители изменить мышление деревенских? 

Идеей возродить деревню загорелись не только местные, но и совершенно посторонние люди. Катя – одна из них. Она идёт по улице в высоких валенках, красивом пышном платке, улыбается.

 – Не боитесь здесь остаться? – спрашивает у нас. 

Возрождение деревни Косаричи 27.jpg

Возрождение деревни Косаричи 28.jpg

Девушка живёт в Москве и уже несколько лет занимается возрождением деревень. Сначала её проект был связан с российскими сёлами, а три года назад она впервые приехала в Косаричи. Интересуемся, как посторонние люди могут повлиять на местных, у которых свой быт, уклад жизни, и чаще всего они не готовы подпускать к себе близко городских.    

Возрождение деревни Косаричи 29.jpg

 – Самый главный результат таких проектов – жители деревни начинают по-другому думать. Если человек решил, что село умирает, он не будет ничего делать, даже чинить скамейку перед домом. Но стоит понять, что сюда будут приезжать дети, внуки, правнуки –  кардинально всё меняется, – отмечает Катя.

Возрождение деревни Косаричи 30.jpg

Возрождение деревни Косаричи 31.jpg

 – Как этого добиться? Когда в деревню приезжают волонтёры, начинают что-то убирать, строить, местные смотрят на них с удивлением и интересом. Выходит, чужие люди потратили деньги на дорогу и готовы провести здесь свой отпуск, выходные, сделать что-то важное не для себя, а для других. Тогда деревенские жители подключаются к волонтёрам. Во время совместного физического труда начинает меняться мышление: если это надо чужим людям, значит, нужно и мне.    

"В деревне многое можно монетизировать, было бы желание" 

За разговорами о деревенской жизни подходим к "Макар-клубу", с появлением которого в Косаричах ожила культурная жизнь. Всё лето он работал с 9 утра до 19.00.  В общественной гостиной можно было почитать книги, отдохнуть, посмотреть музей кинотехники. Сейчас всё накрыто плёнкой – в конце декабря под тяжестью снега в клубе рухнула крыша.

Возрождение деревни Косаричи 32.jpg

Возрождение деревни Косаричи 33.jpg

Возрождение деревни Косаричи 34.jpg

В социальных сетях деревни появился пост о помощи, и в Косаричи, несмотря на новогодние праздники, потянулись волонтёры  –  из Бобруйска, Минска, Гомеля, Москвы. Ремонт крыши обойдётся недёшево – $11 тыс. Как собрать такую сумму и привлечь внимание людей к деревне на берегу Птичи? Выход нашли, скажем прямо, необычный. Косаричи  – первая деревня, которая запустила NFT. Это коллекция виртуальных картин "Как у Макара поехала крыша". Их прототипом стали фотографии прадеда Макара. 

Возрождение деревни Косаричи 35_Прадед Макар.jpgПрадед Андрея Макар. 

Ставка была сделана на то, что человек заинтересуется NFT, почитает, что это такое. Если нет криптовалюты, но есть желание помочь, он свяжется через социальные сети деревни или выйдет на её сайт. На нём – вся информация о Косаричах, множество фотографий и отчётов о проделанной работе. 

Возрождение деревни Косаричи 36.jpg

  – Деревня не умирает, а перерождается, – уверен Андрей Уфимцев. – Если посмотреть на итальянские или швейцарские деревушки, их жители почти не ведут подсобное хозяйство. Они работают в сфере ИТ или туризма, ездят на работу в ближайший город. Да и в нашей деревне полно работы, хоть нет никакого колхоза, предприятия. Многое можно монетизировать: печь хлеб на продажу, делать что-то из дерева, выращивать овощи и ягоды. Было бы желание заработать. Почему бы не открыть в Косаричах магазин или агроусадьбу? Когда на фестиваль приезжает 30 человек, просто негде всех разместить. 

За последнее время здесь купили около десяти домов. Мы приехали как раз в тот момент, когда супруги из Минска Женя и Маша только оформили сделку в Глуске. Парень в руках держит переноску с кошкой Джанго; местные подшучивают: она ещё не понимает, куда её забросили. 

Возрождение деревни Косаричи 37.jpg

Возрождение деревни Косаричи 38.jpg 

 – Нашли дом на "Куфаре", оказалось, он в той деревне, о которой я знал по социальным сетям. Будем ли здесь жить постоянно? Посмотрим, – говорит Женя и обсуждает с женой покупку старого шкафа и приглянувшегося сундука. 

Так в Косаричах ожил ещё один пустой дом. Теперь в нём будет топиться печка, а по вечерам гореть свет. 

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.


Получать все новости оперативно в Telegram.