“Вы веселитесь, а люди рядом страдают”, “нашли время постить своих котов, завтраки и платья”, “а смысл тут что-то делать, когда ничего хорошего всё равно не будет”, в последнее время критично-пессимистичные комментарии появляются в соцсетях регулярно. А иногда и сами звучат в голове: “Уместно ли, на фоне новостей, выкладывать фото с дружеских посиделок или рассказывать о запуске нового проекта так, будто ничего не происходит?”

Мы спросили об этом у психолога Ольги Зыгмантович. А также о том, что делать, если за последние годы ты просто разучился радоваться и строить планы.

Запрет на радость и страх 1_Ольга Зыгмантович.jpgОльга Зыгмантович

“В Беларуси нет запрета на радость”

 — Если человек боится, что его будут осуждать за лайфстайл-посты в собственных соцсетях, мы имеем дело с классическим когнитивным искажением. Оно называется систематической ошибкой выборки. Человеку кажется, что все подумают о нем плохо, увидев тот или иной пост, а на самом деле, большинство его просто не заметят. 

Кто-то, конечно, и заметит, и осудит но в этом случае мы говорим про узкий сегмент, про некий информационный пузырь. И вопрос: почему человек в нем находится? Почему окружение такое порицательное, осуждающее?

Ведь в Беларуси нет запрета на радость. Если вы посмотрите по сторонам, увидите, что люди всё также обнимаются при встрече, ходят на концерты, скалодромы и квесты, заранее заказывают столики, чтобы вкусно поесть в хорошем месте. 

Они просто живут и не боятся вызвать у кого-то гнев. А чей же гнев боимся вызвать мы?

Запрет на радость и страх 6.png

“Мы не можем винить людей, которым плохо и больно”

 — Мы боимся вызвать гнев воображаемой “всей общественности”. Но “вся общественность” очень разная, ей с большего вообще всё равно. Речь идет об отдельных персонажах, которые считают, что мы не имеем права на радость. Точнее: никто не имеет права на радость. Потому что сами они не радуются.

И винить их мы не можем. Ведь когда нам лично плохо и больно, видеть чужое веселье, чужие развлечения очень неприятно. Когда теряешь то, что тебе дорого, смотреть комедии не тянет.

А некоторые люди чувствуют себя именно так: они переживают трудный период, потерю чего-то значимого для них и это очень болезненно. Другой вопрос: им недостает воспитания, чувства такта, а иногда просто моральных сил, чтобы сдержать негативные эмоции, пройти мимо и простить другому то, что он живет дальше.

Твое “хорошо” такие люди воспринимают, скорее всего, как личное оскорбление, и реагируют на него соответственно. Но эта установка: если мне плохо, все вокруг должны скорбеть конечно, инфантильная. Поэтому можете с чистым сердцем забанить тех, кто вас порицает.

Синдром самозванца 9_Великий Гэтсби.png

Слышали что-нибудь про синдром самозванца? А знали, что он был у Джея Гэтсби, главного героя романа “Великий Гэтсби”? Насколько такой синдром опасен и как понять, что именно он отравляет вам жизнь? Расспросили об этом Татьяну Славинскую-Пузыревич, ученого и специалиста по работе мозга.


“Продолжать радоваться жизни это крайне здоровая и взрослая позиция”

 — Человек не может все время находиться в страдании. И, на самом деле, люди, которые пишут комментарии из серии “да как вы можете, в то время как” — тоже ходят на мероприятия, встречаются с друзьями, обнимают любимых. В их жизни тоже есть позитивные моменты, просто они их не транслируют. В мощнейшем депрессивном эпизоде находятся единицы, и это не норма — таким людям нужна помощь квалифицированных специалистов.

А вот продолжать радоваться жизни, несмотря на обстоятельства — это более чем ок! Это крайне здоровая и зрелая позиция: “Да, в моей жизни есть место для тревог и страхов, для переживаний — за себя и других людей. Но в ней точно также есть место для радости и удовольствий, для того, что дает мне силы”. 

Это и есть взрослая жизнь: уметь совмещать в себе вещи, которые, на первый взгляд, могут казаться несочетаемыми. Как будто у тебя внутри огромный, вместительный органайзер с разными кармашками для большого спектра эмоций.

Запрет на радость и страх 8.png

Простой пример: “Я очень раздражаюсь на своих детей, но выбираю хорошие отношения с ними. Поэтому я буду работать со своим раздражением, чтобы найти компромисс”.

Точно так же и тут: “Я переживаю из-за того, что происходит, но выбираю продолжать жить. Поэтому я буду работать со своим состоянием, чтобы найти для себя новые источники радости, поддержки, энергии”.

Если вы умеете так, это здорово. Если замечаете в других людях — поддерживайте их, ведь это как раз, то, чему нужно учиться.

Есть такой термин — “групповой конформизм”. Он означает, что поведение человека, его убеждения могут меняться под воздействием группы. Условно: если семи людям показать гуся, и шесть из них скажут, что это — собака, седьмой, который точно знает, что это гусь, всё-таки засомневается. И не находя ни в ком поддержки, начнет думать, что это с ним что-то не так.

Запрет на радость и страх 4_Ольга Зыгмантович 2.jpgОльга Зыгмантович

Но групповой конформизм может работать и в обратную сторону. Всё было бы намного проще, если бы мы все поддерживали друг друга и открыто говорили правду: “Мне тоже бывает трудно и страшно, но я выбираю жить дальше и радоваться тому, что у меня есть”.

“Отстаньте от себя и позвольте себе со всем этим справиться”

 — А что, если жить дальше и радоваться — просто не получается? Важно, как долго это продолжается. В течение плюс-минус полугода человек может сам выйти из депрессивного эпизода средней тяжести. И делать для этого ничего не нужно: это просто пройдет. Как проходит горевание людей, переживших серьезную потерю. Наш организм достаточно гибкий, приспособляемый и живучий. В нём есть всё, чтобы справиться с трудностями без посторонней помощи.

Но если вы находитесь в таком состоянии больше полугода — и ничего не меняется, идите к психиатру. Нужно, чтобы вас продиагностировали и, если это необходимо, дали медикаментозную поддержку, потому что речь может идти о депрессии.

Запрет на радость и страх 2_Уныние.jpg

Поясню на примере: это похоже на то, что у человека за все эмоции отвечает один и тот же тумблер. И когда он, пытаясь справиться с переживаниями и абстрагироваться, отключает грусть, тревогу, отчаяние — вместе с ними отключается и всё остальное. Он перестает испытывать все чувства вообще.

Звучит, как попсовая психология, но это правда: чтобы испытывать радость, нужно испытывать и печаль. Так что, если вы по-прежнему можете грустить, тревожиться и бояться  — вы в норме (улыбается).

Избавиться от этого коктейля чувств нельзя. Это плохая новость.

А хорошая заключается в том, что вы можете спокойно научиться жить рядом с этими чувствами.

Запрет на радость и страх 3_Депрессия.jpg

Представьте себе, что вы купили новый шкаф в свою спальню. Ночью встали выпить водички — и, конечно, врезались в него мизинцем. Пока траектория вами не изучена, вы так и будете налетать на шкаф, пугаться и вскрикивать от боли.

Но потом вы запомните, что шкаф есть, найдете обходной путь — и биться перестанете.
Шкаф по-прежнему в комнате, он никуда не делся. Вы тоже в комнате, но живете в обход шкафа, и мизинец цел. 

Точно так же можно научиться жить в обход тревоги и страха. Означает ли это, что они исчезнут? Нет, ноль процентов.

Но больше они не будут вам мешать жить. Так что просто отстаньте от себя и позвольте себе со всем этим справиться. Дайте себе время. Но сколько его нужно конкретно вам — точно не скажет никто.

Запрет на радость и страх 5.png

У всех по-разному. Именно поэтому одни, за энное количество времени, уже адаптировались к новой ситуации: “Я свое отплакал, я свое отбоялся. Мой сознательный выбор: жить дальше”. А другим это энное время нужно умножить на 10, чтобы почувствовать хотя бы зачатки интереса к дальнейшей жизни и сил, чтобы с ней справляться.

“Для самых адаптивных этот период может стать временем возможностей”

— Те, кто быстрее придут в себя, конечно, будут в выигрышной позиции. И речь не об очередных “историях успеха”, когда человек из глубокого кризиса скреативил многомиллионный бизнес. 

А про абсолютно реальные, бытовые истории. Например, у человека была рабочая схема заработка, но, в силу сложившихся обстоятельств, она сломалась. Человек расстроился, но вместо стагнации и регресса начал искать новые, локальные пути решения своих проблем. И нашел! При этом проявил выдумку и талант, построил новые социальные связи — и всё это привело его к успеху.

Запрет на радость и страх 7.png

Именно поэтому для самых адаптивных этот период, когда конкурентная среда проредилась, а рынок стал напоминать голубой океан, может стать временем возможностей.

***

Читайте нас в Viber и Telegram