Сезонный фестиваль Vulitsa Ezha давно стал гастрономической и культурной фишкой Минска. Ежегодно тысячи гурманов приходят в летние и сентябрьские выходные в Ботанический сад, чтобы вкусно поесть, развлечься и послушать хорошую музыку. Есть ли в меню Vulitsa Ezha устрицы и трубочки со сгущенкой и поменяются ли концепты уличной еды — в эфире Смартпресс рассказал основатель ивента Vulitsa Ezha Егор Рытвинский.

Vulitsa Ezha 1_Егор Рытвинский.pngЕгор Рытвинский

От старой танцплощадки — к фестивалю

Проект Vulitsa Ezha существует и успешно развивается 8 лет. Его нынешний вид — результат эволюции и кропотливой работы слаженной команды. А начиналось все в 2015 году в парке Челюскинцев — вокруг знаменитой, но тогда уже полуразрушенной танцплощадки.

Vulitsa Ezha 2.pngТанцплощадка в столичном парке Челюскинцев в ходе реконструкции 2017-18 годов

— На этом пятаке собирался эдакий "Клуб для тех, кому за...". И там, на развалившихся ступеньках, зарождалась Vulitsa Ezha, — вспоминает Егор Рытвинский. — Если сравнивать 2015-й и 2023-й годы, то путь проделан огромный. В те времена еще никто толком не знал, что такое уличная еда. По сути, даже такого понятия в Минске не существовало. В представлении обывателя уличная еда считалась чем-то не совсем здоровым и ассоциировалась с беляшами на вокзале и киосками "Хутка-смачна", которые тогда еще не убрали. Мы хотели дистанцироваться от подобных стереотипов. И привнести нечто оригинальное не только в фестивальную, но и в гастрономическую культуру.

В формате городского пикника

Vulitsa Ezha стартовала как фестиваль уличной еды. С течением времени проект ширился и развивался. И где-то на пятом году устроителям стало понятно: с уличной едой в той ее форме, в которой это можно было выразить на тот момент в Беларуси, они в принципе потенциал раскрыли.

— Фестивалю становилось тесно в границах одной идеи, — рассказывает основатель проекта. — И у нас изменилось позиционирование: Vulitsa Ezha постепенно эволюционировала в большой городской пикник, которым сейчас и является. Это уже история не только про еду, но еще и про развлечения, активности, музыку. Хотя еда, безусловно, остается важной частью масштабного праздника.

Vulitsa Ezha 3.png

По данным организаторов, в первый год Vulitsa Ezha посетило порядка 2000 человек. Теперь можно говорить: "всего 2000". Однако Егор и те цифры считает хорошими.

— Мы были дебютантами в этой сфере. К тому же был конец сентября, два дня лил дождь. Но даже это не испугало народ. Конечно, сегодня мы оперируем другими показателями. В сезоне-2023 только на открытие пришло более 15000 гостей. Как следствие значительно возросшей посещаемости, бюджет тоже в 5-6 раз увеличился. Такого рода фестивали становится делать все дороже.

Vulitsa Ezha 4_Егор Рытвинский.pngЕгор Рытвинский с наградой за лучший гастропроект 2022 года

Задача — быть локомотивом в уличной еде

Минск — двухмиллионный мегаполис. Оказаться в крупном городе единственным игроком на такой прибыльной "поляне", как стрит-фастфуд, — мечта любого бизнесмена. Команда Рытвинского преследует несколько иные цели.

— Само собой, всем хочется быть монополистами. Но, как мы знаем, у нас монополия возможна только в определенных отраслях. Поэтому наша задача формулируется иначе: быть двигателями, локомотивом в сфере уличной еды.  Это требует немалых усилий. Когда проект Vulitsa Ezha раскручивался, мы много ходили по заведениям общепита — приглашали к сотрудничеству. И многие отказывались. Мало кто представлял себе суть нашей задумки. Выехать куда-то в сад, на открытое пространство, без кухни? А как стоять, готовить, где брать электричество? Нам открыто говорили: ребята, вы дилетанты, не понимаете, за что беретесь. Однако, как оказалось, все возможно. Пусть с трудом, не сразу. В первый сезон из около двух десятков заявленных участников доехало 14-15.  Еще пару откололись на второй день. Но 10-12 поверили в такой формат. И не пожалели.

Vulitsa Ezha 5.png

Рынок общепита подвержен внешним колебаниям

И все же еда на Vulitsa Ezha — не масс-маркет. Насколько сложно найти партнеров фестиваля? Ведь производители еды не растут как грибы после дождя. А немалый интерес — привлечение именно новых компаньонов.

— Сейчас эти вопросы решать гораздо легче. В первую очередь, в плане подхода заведений к участию в фесте. Они знают, что собой представляет Vulitsa Ezha, — констатирует Егор. — И, тем не менее, сложностей с расширением круга партнеров хватает. Рынок общепита очень подвержен внешним колебаниям. Он чутко реагирует на все внешние факторы. Как и рынок фестивалей, кстати. В последние годы не так много перспективных проектов появляется.

Егор Рытвинский сетует: если в целом посмотреть на рынок общепита, то сейчас больше интересных игроков по разным причинам ушло, нежели возникло. При этом новые заведения и участники Vulitsa Ezha появляются.

— Кто-то из них действительно крут. Некоторые, например, связанные с японской едой, нетривиально раскрылись. Есть старожилы, которые, быть может, не совсем подходят под формат уличной еды, но для гостей фестиваля являются своего рода маркерами. Скажем, John Dory — наши давние партнеры. Хотя устрицы, морепродукты вроде бы не каждодневный продукт. Однако всегда пользуются спросом. Что касается анонса на сентябрь, то постараемся порадовать новичками феста. Неизменно готовим подборку новых предложений для гостей. Но пока не афишируем эксклюзивные фишки.

Бургеры и мясо — классика стрит-фуда

За время существования Vulitsa Ezha Егор должен был стать продвинутым экспертом в стрит-фуде. За какой разновидностью будущее? Что лучше заходит — родимая белорусская кухня, европейская, азиатская или латиноамериканская экзотика? Рытвинский считает это тонким вопросом.

Vulitsa Ezha 7.png

— Если судить по фестивалям, то у нас никогда из моды не выйдет классика стрит-фуда. Это бургеры, любые виды приготовленного мяса — начиная от смокера и заканчивая классическими шашлыками. Морепродукты на фесте всегда пользуются спросом. Так же как из десертов — гонконгские вафли. Вот это "локомотив" фуд-корта. А если говорить о глобальных трендах, то, скажем, Мексика сейчас на подъеме. Хотя тут следует учитывать региональные вкусы и традиции населения. Все-таки у белорусов более консервативные взгляды на еду, нежели у европейцев. С другой стороны, на ивенты люди приходят расширить свой гастрономический кругозор. А белорусская кухня — это в общем-то повседневная история. Но, опять-таки, многое зависит от того, как знакомый продукт преподнести. Есть немало талантливых шеф-поваров, которые прекрасно экспериментируют с национальной кулинарией. Тот же Артем Ракецкий — известный шеф-повар, который специализируется на белорусской кухне и нестандартных к ней подходах.

Ustrica.jpg

Сладкое и музыка? Обязательно!

На беглый взгляд, можно сделать вывод: Vulitsa Ezha — это не про "кондитерку". Но креатор Рытвинский убежден, что это обманчивое ощущение.

— Просто кондитерская линейка утонула в общем ассортименте. Она как вишенка на торте — торт большой, а вишенка маленькая. Никаких ограничений нет. Допустим, есть 40 фуд-кортов — пятая часть из них предлагает различные сладкие блюда, мороженое, чай-кофе-напитки. И у участников с "большой едой" тоже в меню есть лакомства. Никого не сдерживаем. Я и сам большой фанат сладкого. Не стоит забывать о нашей локации "тутэйшай" еды — Local Food Market, где мы собираем большое количество ремесленников и местных производителей. И по большей части, это как раз те, кто делает сладости. Замечательные орешки, трубочки со сгущенкой, домашние пирожные и печенье. Это — один из "магнитов" мероприятия.

Ивент-мейкер Егор Рытвинский резюмирует: Vulitsa Ezha — это история про вкусную и разнообразную еду, атмосферу, культуру отдыха и потребления. Но здесь всегда было и есть особое место музыке. Например, в формате музыкального "Туц-туц" квиза. Или киносцены с трансляциями выступлений звездных артистов.

Vulitsa Ezha 10.png


*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.