Об этом говорят результаты анкетирования учащихся 5-11 классов, сообщила заведующая кафедрой гигиены и медицинской экологии Института повышения квалификации и переподготовки кадров здравоохранения БГМУ, доктор медицинских наук, профессор Елена Гузик. Ее слова приводит портал "Здоровые люди".

По словам специалиста, период обучения в школе подразумевает большой труд, связанный и со статическими нагрузками, и с нарушением режима дня, и с другими факторами, формирующими здоровье ребенка.

Гузик привела результаты анкетирования около 2 тысяч учащихся 5-11 классов. "Так, половина опрошенных отмечают слабость и утомляемость после возвращения из школы, — сказала она. — На раздражительность, плохое настроение и нервное напряжение посетовал каждый третий ученик. Страх посещения школы есть у 25% учащихся. Столько же сообщили, что периодически страдают от головной боли. К шестому уроку около 30% детей ощущают выраженное утомление. Приблизительно такое же количество учеников отмечают сильную усталость на седьмом уроке".

школьница-спит.jpg 

Среди 5-6-классников процент детей, которые переутомляются на 5 и 6 уроке, значительно больше, чем среди старших учеников. Между тем в средних классах нагрузка серьезная.

Гузик обратила на внимание на то, что нормативные документы неспроста запрещаются контрольные работы в последний день учебной недели. И в этот же день не должно быть проверочных, самостоятельных: велика вероятность, что уставшие дети будут делать больше ошибок в таких работах.

К слову, в конце учебной четверти переутомление имеют 27% детей, добавила она.

При этом, отметила профессор, говорить, что учебная нагрузка на детей увеличилась, было бы некорректно. "При сравнении типовых учебных планов 1962 и 2022 годов выяснилось, что количество часов в неделю стало меньше: 60 лет назад была 6-дневная учебная неделя, а сейчас 5-дневная", — сказала она.

Гигиенист считает, что для профилактики переутомления легкие и сложные предмет должны чередоваться. Это способствует сохранению работоспособности на максимальном уровне. 

Гузик напомнила, что время на выполнение домашнего задания не должно превышать в 5-6 классе 2 часов, в 7-8 классе — 2,5 часов, в 9-11 — 3 часов. В реальности же более 40% старшеклассников сидят за уроками намного дольше. Например, среди 5-8 классов более 3 часов проводит за выполнением домашних заданий каждый пятый ученик.

Влияет на самочувствие и недостаток сна. "Теоретически учащиеся 1 смены просыпаются около 7 утра, чтобы собраться в школу и прийти к 8 часам. Значит, ребенок должен лечь спать не позже 10 часов вечера, — констатирует Гузик. — Но часть детей ложится спать с 22 до 23 часов. По будням после 23 часов регулярно отправляются в постель 10% всех опрошенных, и больше всего нарушителей режима среди 10-11-классников – 20-24%".

школьник-спит.jpg 

А в выходные дни каждый третий ученик ложится ближе к полуночи. Это серьезный фактор риска.

Более 60% выпускников школ спят в течение недели 7 часов и менее. В той же мере недосыпает половина 8-классников, и даже в 5 классе 20% учеников спят не больше 7 часов.

Именно у этой категории на 15-20% больше жалоб и на трудное засыпание, и на раздражительность, плохое настроение, утомляемость после занятий.

Озадачены гигиенисты и недостаточным количеством прогулок учащихся на свежем воздухе. Анкетирование показало, что свободное время около 70% ребят предпочитают проводить за гаджетами, просиживая перед компьютером или с телефоном в руках 3 часа и более в день.

Вся выше указанная информация была озвучена в рамках XXIX Международного медицинского форума "Здравоохранение Беларуси — 2024", который прошел с 23 по 26 апреля в Минске.